Первые железные дороги мира
Первый вышедший из завода паровоз назывался «Локо- машен № 1». Он мало отличался от предыдущих и перевозил грузы со скоростью 18—25 км/ч. Для передвижения пассажирских вагонов на линии Стоктон — Дарлингтон использовались лошади. На наиболее крутых участках составы передвигались с помощью канатов. Были уложены и чугунные, и стальные рельсы.
В это время в Англии бурно развивалась хлопчатобумажная промышленность, центром которой был Манчестер. Американский хлопок прибывал в порт Ливерпуль и затем доставлялся в Манчестер гужевым или водным транспортом. В 1821 г. было
принято решение соединить эти города рельсовым путем. В проектировании линии Ливерпуль — Манчестер принимал участие Стефенсон. Линия имела длину 50 км. Было построено 63 моста и путепровода, двухкилометровый туннель, галерея в горе протяженностью 3 км и большая насыпь через так называемое Кошачье болото. В вопросе о тяге возникли разногласия. Предлагалась конная тяга как самая надежная. Джордж Стефенсон заявил, что может построить паровоз, развивающий скорость более 30 км/ч. Ему не поверили, над ним смеялись. Был объявлен конкурс. Победу одержал Стефенсон. Его паровоз «Ракета» в 1829 г. развил скорость 56 км/ч. Вопрос о виде тяги был решен в пользу паровоза. На этом паровозе впервые был применен многотрубный котел.
Первая паровая железная дорога Ливерпуль — Манчестер была открыта в 1830 г. С этого времени началось быстрое развитие железнодорожного транспорта.
Перспективы железнодорожных перевозок стали очевидны, перемещение грузов по суше было необходимым дополнением к морским перевозкам.
В том же 1830 г. первая железная дорога была построена в Америке между Чарльстоном и Огеста протяжением 64 км. Паровозы сюда были доставлены из Англии. Затем железнодорожное строительство начали одна за другой европейские страны:
1832—1833 гг.— Франция, Сен-Этьен — Лион, 58 км;
1835 г.— Германия, Фюрт — Нюрнберг, 7 км;
1835 г.— Бельгия, Брюссель — Мехельн, 21 км;
1837 г.— Россия, Санкт-Петербург — Царское Село, 26,7 км.
Здесь необходимо заметить, что еще в 1834 г. в Нижнем Тагиле была сооружена чугунная дорога протяжением 854 м с паровой тягой. Паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми. Первый их «сухопутный пароход» (так в России в то время называли паровозы) провозил 3,3 т руды со скоростью 13—15 км/ч. Кроме груза, паровоз мог везти до 40 пассажиров. Вскоре Черепановы сделали второй, более мощный паровоз, который водил составы массой до 16 т. Но эту дорогу не считают первой железной дорогой в России, так как она вскоре прекратила свое существование — хозяева предпочли гужевой транспорт.
В Азии первая железная дорога была построена в 1853 г. в Британской Ост-Индии, в Африке — в 1856 г. в Египте, в Австралии — в 1854 г.
Уже в 1831 г. в Америке был основан паровозостроительный завод Болдвина, а в 1832 г. на этом заводе был сделан первый паровоз с поворотной тележкой — важным и необходимым техническим элементом современного подвижного состава.
Интересно отношение общества к появлению железных дорог. Оно не было однозначным. Говорили, что железные дороги не выгодны, так как уменьшают доходы государства от использования шоссе и почты. Некоторые врачи утверждали, что поездки по железной дороге вызовут тяжелые мозговые заболевания. Говорили даже, что коровы перестанут пастись, куры — нести яйца, что отравленный паровозом воздух будет убивать птиц и т. д. Но было и другое отношение… Генрих Гейне в 1843 г. писал о железной дороге: «…То же самое должны были переживать наши предки, когда была открыта Америка, когда изобретение пороха возвестило о себе первыми выстрелами, когда книгопечатание пустило в мир первые заглавные листы божественного слова. Железная дорога также является таким решающим событием, которое изменяет цвет и внешний вид жизни; начинается первая глава всемирной истории, и наше поколение должно гордиться тем, что оно живет в такое время»